Отчитаюсь, с разрешения хозяина, о проделанной работе...
Мотор вскрыли для осмотра и предварительной диагностики состояния вообще, и причины стука, в частности. Беглый осмотр показал наличие большого количества кокса и прочей каки в моторе. Вентиляционные каналы системы рециркуляции и сапунной системы были практически зашпаклеваны, и местами очень плотно. Однозначно двигатель долго работал на низкосортном миниральном масле. Отложений, кокса и грязи хватит на пару-тройку таких моторов!
УДАЛЕНО И ПРОЧИЩЕНО МАКСИМАЛЬНО, ЧТО БЫЛО ДОСТУПНО.
Были заменяны все гидрокомпенсаторы. Причем на старых, на самих толкателях следы наработки, скорее набоины, которые не позволили просто так вынуть гидрокомпенсатор. Он просто заклинивал в поднятом положении. Изымались при помощи доп.средств. Усилие приличное.
Отсюда ответ на причину стука.
При запуске холодного мотора выпускные гидрики 4-го и 3-го цилиндров просто подклинивали! И с закрытием клапана ударно "выстреливали" обратно, в сторону распредвала. С прогревом эффект уменьшался и пропадал вовсе! Эти два компенсатора имеют просаженные плунжера. Т.е. усилие для сжатия и открытия обратного клапана намного ниже, чем у остальных. Проверялось "зажимом Кронца" со стрелочным индикатором.
Рекомендованно потратиться на "химию" для промывки мотора и неоднократно. Перейти на масло вязкостью не ниже 5W40, а то и 0W60. С последним надо быть осторожным летом!
Промывка двигателя при своевременной смене масла не требуется, если он работал на масле, соответствующем спецификации производителя техники и, следовательно, обладающем необходимыми моюще-диспергирующими свойствами. Однако в ряде случаев промывка двигателя бывает целесообразна. Важно правильно выполнять эту операцию и верно выбрать средство промывки.
Прежде всего, отмечу обстоятельства, при которых промывка двигателя может быть полезна. Начнем с самого распространенного: если ввиду каких-то причин смену масла не было возможным выполнить своевременно. Из-за накопления в масле большого количества загрязнений и истощения действия моюще-диспергирующих присадок из масла может выпасть осадок. При сливе отработанного масла он останется в картере, в маслопроводах, под крышкой механизма газораспределения и сразу загрязнит свежее масло, залитое в двигатель. Чтобы этого избежать, лучше промыть мотор.
Другой случай – приобретение подержанной машины. Новый владелец не знает, на каком масле работал ее двигатель у прежнего владельца, менял ли он масло своевременно. Чтобы исключить возможные неполадки, перед заливкой в мотор масла, рекомендованного производителем техники, промоем смазочную систему двигателя. То же самое следует сделать, если в запасе не осталось «родного» масла, и пришлось доливать в картер масло другой марки. Масла разных производителей зачастую не совместимы, особенно, когда в работавшее масло доливают свежее масло иного состава. Несовместимость проявляется, в частности, выпадением осадка из смеси масел.
Промывка двигателя также необходима, если из-за неисправности уплотнений в масло попала охлаждающая жидкость. Даже в небольшом количестве она наносит маслу неустранимый вред. Взаимодействие масла с этиленгликолем и водой, которые содержатся в охлаждающей жидкости, приводит к коагуляции загрязнений, гидролизу присадок и ускорению окисления масла. Из него выпадает осадок. Обнаружив и устранив неисправность в системе охлаждения, следует промыть двигатель и без промедлений заменить масло, ставшее неработоспособным.
Теперь несколько слов о том, чем промывать двигатель. Для этой цели на рынке имеются так называемые «пятиминутки» и промывочные масла. Первые допускают лишь очень кратковременную работу двигателя на холостом ходу. В этом их главный недостаток. Предпочтение следует отдать промывочным маслам. Они более вязки. На них двигатель может работать 30–40 минут и под нагрузкой. За это время промывочное масло успевает нагреться до 70–80°С, а это очень важно. Чем выше температура, тем лучше растворяются осадки и всевозможные отложения в промывочном масле. Ведь оно не только моет двигатель, но и растворяет загрязнения. Существуют промывочные масла на которых рекомендуют даже проехать несколько десятков километров для усиления эффекта.