|
| |
8 Снятие, проверка и установка толкателей клапанов 1. Шумящий толкатель клапана можно легко обнаружить при работе двигателя на холостых оборотах. Достаточно, надев стетоскоп (либо поднеся к уху один конец отрезка шланга), поочередно подносить головку стетоскопа (либо второй конец шланга) к каждому из клапанов. 2. Наиболее вероятными причинами шума клапанов являются грязь, попавшая между плунжером и толкателем клапана, а также слабая циркуляция масла, его низкая вязкость или недостаточное давление. Поэтому перед тем, как приступать к снятию клапана, проверьте масло на наличие в нем топлива; выясните, соответствуют ли его чистота и вязкость техническим условиям. Снятие См. иллюстрации 8.6а, 8.66, 8.7и 8.8 3. Снимите крышку клапанов (см. раздел 4). 4. Снимите клапанные коромысла и штанги толкателей клапанов (см. раздел 5). 5. Снимите впускной коллектор (см. раздел 7). 6. Снимите держатель направляющих толкателей и направляющие толкателей (см. иллюстрации). 7. Существует несколько способов извлечения толкателей из отверстий. Многие заводы по производству инструментов выпускают специальный сьемник, позволяющий захватить и извлечь толкатель, однако зачастую можно обойтись и без него. На двигателях последних моделей, характеризующихся низким уровнем нагарообразования, толкатели нередко можно достать с помощью небольшого магнита либо даже просто пальцами. Можно также использовать слесарную чертилку с загнутым концом: ее острие заводят под стопорное кольцо, расположенное над каждым толкателем. Внимание! Если вы не намерены заменять толкатели, то при их извлечении не пользуйтесь плоскогубцами. Плоскогубцы могут повредить преци-зионно выточенные и закаленные толкатели, сделав их непригодными к дальнейшему использованию. 8. Перед снятием толкателей клапанов приготовьте для их хранения коробку с помеченными ячейками, чтобы при сборке узла не перепутать места их установки. Сняв толкатели, храните их в месте, недоступном для попадания грязи (см. иллюстрацию). Проверка См. иллюстрации 8.11а и 8.116 9. Детали для толкателей клапанов по отдельности не продаются. Усилия, затрачиваемые на повторное их снятие с двигателя в случае, если очистка не дала положительного эффекта, обходятся дороже, чем их ремонт. 10. Промойте толкатели растворителем и тщательно просушите, стараясь не перепутать их при этом. 11. Проверьте опорные поверхности корпуса каждого толкателя и седла штанг толкателей на наличие следов истирания, задиров и неравномерного износа. Если стенки толкателя повреждены или изношены, проверьте также отверстия для толкателей в блоке цилиндров. Если изношены седла штанг толкателей, проверьте состояние наконечников штанг. Тщательно проверьте ролики на наличие износа и повреждений и убедитесь в том, что они вращаются свободно и без чрезмерного люфта (см. иллюстрацию). Установка 12. Использованные роликовые толкатели можно снова установить на новый распределительный вал (если они в хорошем состоянии); можно также использовать старый распределительный вал, если устанавливаются новые толкатели (если он не изношен). 13. В случае повторного использования снятых с двигателя толкателей установите их в те же отверстия, откуда они были извлечены. Для устранения пузырьков воздуха окуните толкатели в масло. Перед установкой толкателей нанесите на каждый из них слой молибденовой смазки или масла, используемого при сборке двигателей. 14. Остальные пункты данной процедуры выполняются в обратной последовательности. 15. Запустив двигатель, проверьте отсутствие утечки масла. |