Александр » 06 окт 2009 21:11
Немного ликбеза... Может кому пригодится.
Свинцово-кислотный аккумулятор — наиболее распространенный на сегодняшний день тип аккумуляторов, изобретен в 1859 году французским физиком Гастоном Планте. Основная область применения: стартерные батареи в автомобильном транспорте.
Принцип действия
Принцип работы свинцово-кислотных аккумуляторов основан на электрохимических реакциях свинца и диоксида свинца в сернокислотной среде. Во время разряда происходит восстановление диоксида свинца на катоде и окисление свинца на аноде. При заряде протекают обратные реакции, к которым в конце заряда добавляется реакция электролиза воды, сопровождающаяся выделением кислорода на положительном электроде и водорода — на отрицательном.
Устройство
Элемент свинцово-кислого аккумулятора состоит из положительных и отрицательных электродов, сепараторов (разделительных решеток) и электролита. Положительные электроды представляют собой свинцовую решётку, а активным веществом является окись свинца (PbO2). Отрицательные электроды также представляют собой свинцовую решётку, а активным веществом является губчатый свинец (Pb). На практике в свинец решёток добавляют сурьму в количестве 1-2 % для повышения прочности. Электроды погружены в электролит, состоящий из разбавленной серной кислоты (H2SO4). Наибольшая проводимость этого раствора при комнатной температуре (что означает наименьшее внутреннее сопротивление и наименьшие внутренние потери) достигается при его плотности 1,26 г/см3. Однако на практике, часто в районах с холодным климатом применяются и более высокие концентрации серной кислоты, до 1,29 −1,31 г/см3. (Это делается потому, что при разряде свинцово-кислотного аккумулятора плотность электролита падает, и температура его замерзания, т.о, становится выше, разряженный аккумулятор может не выдержать холода.)
В новых версиях свинцовые пластины (решетки) заменяют вспененным карбоном, покрытым тонкой свинцовой пленкой, а жидкий электролит может быть желирован силикагелем до пастообразного состояния.
Основные правила хранения и эксплуатации.
1. Батарею необходимо хранить и эксплуатировать в заряженном состоянии. Кислотные аккумуляторы не любят разряда.
2. "Чистота - залог здоровья"! Это справедливо и для батарей. Протирать батарею следует мыльной водой, кузов вокруг нее содовым раствором для нейтрализации паров и подтеков электролита. После этого простой водой.
3. Клеммы батареи должны быть чистыми. Выступившие соли удаляются мелкой шкуркой или смываются водой. Для предотвращения окисления контактов, последние можно смазывать солидолом или любым другим маслом, хоть "отработкой".
4. Напряжение, выдаваемое генератором должно находиться в пределах 13,9-14,4В (при 1500 об.). Если напряжение ниже - проверьте натяжение ремня генератора и отрегулируйте его. Если это не помогло или натяжение в норме - проверьте исправность генератора и регулятора напряжения.
5. Не стоит давать "прикурить" от своего аккумулятора для какого-нибудь гнилого "ведра", т.к. при этом ваш аккумулятор будет работать некоторое время в режиме повышенных токов, что может повредить пластины. Прикуривать от заведенного двигателя с повышенными оборотами тоже не стоит, т.к. разряженный аккумулятор создает повышенную нагрузку на генератор и может вывести диодный мост последнего из строя.
6. Если в автомобиле установлен мощный усилитель для магнитофона, то он должен включаться только на заведенном двигателе, что, кстати, предусмотрено конструкцией почти всех автомобильных усилителей.
Напряжение на батарее через 8 часов после окончания заряда (поездки) прямо пропорционально ее степени заряда и плотности электролита. Определить это можно по следующей таблице:
Степень Плотность Напряжение
заряженности электролита на батарее,
% (*) Г/cм3 (**) В(***)
100% 1,28 12,7
80% 1,245 12,5
60% 1,21 12,3
40% 1,175 12,1
20% 1,14 11,9
0% 1,10 11,7
* - при 20-25 °C
** - плотность в разных ячейках не должна отличаться более, чем на 0,02-0,03
*** - измеряется цифровым вольтметром, не ранее, чем через 8 часов, после зарядки или езды.
Батарею, степень заряженности которой ниже 75% зимой и 50% летом, следует снять с машины и зарядить.
Зарядка аккумулятора.Заряжать кислотный аккумулятор следует током не более 1/10 паспортной емкости. "Быстрый" заряд недопустим для данного типа аккумуляторов, т.к. сильно снижает его ресурс. Заряд небольшим током (порядка 2-3А) продолжительное (до 20ч) время очень полезен для аккумулятора, т.к. растворяет соли свинца на пластинах.
Заряжать аккумулятор следует только "проверенными" зарядными устройствами, лучше заводского происхождения. "Правильное" зарядное устройство должно обеспечивать необходимый ток заряда и должно автоматически отключаться по окончании заряда. Желательно наличие режима "сохранения заряда", когда по окончании заряда зарядное устройство не отключается, а переходит в режим подзаряда аккумулятора небольшим током для компенсации саморазряда.
Два способа восстановления ёмкости свинцово-кислотных аккумуляторов
Способ № 1Самым простым способом восстановления ёмкости свинцово-кислотных аккумуляторов является способ многократной зарядки аккумулятора малым током с перерывами между зарядками. В конце первого и следующих зарядок напряжение на аккумуляторе нужно увеличивать, и он перестанет воспринимать заряд. За время перерывов потенциалы электродов в глубине и на поверхности активной массы пластин выравниваются, при этом плотный электролит из пор пластин диффундирует в межэлектродную полость и снижает напряжение на аккумуляторе во время перерывов при зарядке. В процессе заряда, по мере набора ёмкости аккумулятором, плотность электролита будет повышаться. Когда плотность станет нормальной для этого типа аккумулятора, а напряжение на одной секции достигнет 2,5-2,7 В, зарядку аккумулятора необходимо прекратить.
Режимы многократной зарядки:
Зарядный ток 0,04-0,06 от номинальной ёмкости аккумулятора. Время первой зарядки и последующих составляет - 6-8 часов. Время перерыва между зарядками составляет - 8-16 часов. Количество циклов (заряд - перерыв)должно составлять - 4-6 часов
Способ № 2Данный способ восстановления ёмкости свинцово-кислотных аккумуляторов отличается высокой эффективностью и свинцово-кислотный аккумулятор восстанавливается менее чем за час. Для этого необходимо разряженный аккумулятор вначале зарядить. Когда аккумулятор зарядится из него необходимо слить электролит и промыть аккумулятор 2-3 раза водой. В вымытый аккумулятор необходимо залить аммиачный раствор трилона Б (ЭТИЛЕНДИАМИНТЕТРАУКСУСНОКИСЛОГО натрия), который содержит 2% трилона Б и 5% аммиака. Время десульфатации раствором - 40-60 мин. Десульфатация сопровождается выделение газа и на поверхности раствора возникают мелкие брызги. Когда газовыделение прекратится это будет свидетельствовать о завершении процесса десульфатации. При сильной сульфатации обработку следует повторить. После обработки раствором аккумулятор необходимо промыть 2-3 раза дистиллированной водой и затем заполнить электролитом стандартной плотности. Залив аккумулятор электролитом его заряжают до номинальной ёмкости.
Хранение аккумулятора.
Если вы зимой не пользуетесь автомобилем, то аккумулятор необходимо подготовить к хранению. Хранить аккумулятор необходимо отдельно от автомобиля, или хотя бы со снятыми клеммами.
Подготовка аккумуляторной батареи к хранению:
- удалите подтеки электролита и отложения солей на клеммах аккумулятора;
- смажьте клеммы трансмиссионным маслом, солидолом, литолом или иным похожим маслом;
- проверьте и, при необходимости, выровняйте плотность электролита в банках (для обслуживаемого аккумулятора);
- зарядите аккумулятор с помощью автоматического зарядного устройства;
- оберните аккумулятор полиэтиленовой пленкой и какой-нибудь не нужной тряпкой.
После этого аккумулятор готов к длительному хранению, но, тем не менее, не реже 1 раза в месяц проверяйте степень заряженности батареи и, при необходимости, подзаряжайте ее. Если у вас есть возможность - храните аккумулятор в не сильно холодном месте.
Еще одно важное замечание при хранении аккумуляторной батареи - не храните ее возле гигроскопичных материалов (брезента, тряпок, поролона и т.н.), т.к. пары кислоты вызывают их разрушение.
Собрано в разное время из разных статей в журналах и интернете.
Pontiac TransSport 2.3 1993
Pontiac TransSport SE 3.8 1994
Спасибо тем, кто меня любит - вы делаете меня лучше.
Спасибо тем, кто меня ненавидит - вы делаете меня сильнее.
Спасибо тем, кому вообще пофиг - вы нужны для массовки!